Пройти опрос
Опрос
Удовлетворены ли Вы качеством услуг ГАУ «УГЭЦ РТ»?
Выберите из списка:
Государственное автономное учреждение
«Управление государственной экспертизы и ценообразования
Республики Татарстан по строительству и архитектуре»
горячая линия
+7 (843) 207-06-04

    Разъясните, нужно ли нотариально удостоверять доверенность, выдаваемую юридическому лицу в порядке передоверия другим юридическим лицом, для проведения экспертизы проектной документации, если юридическому лицу - доверителю изначальная доверенность была выдана так же юридическим лицом?

    Согласно ч. 1 ст. 187 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью, а также если вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность лица и доверенность не запрещает передоверие.

    В соответствии с ч. 3 ГК РФ по общему правилу, доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.

    Правило о нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц.

    Таким образом, не нужно нотариально удостоверять доверенность, выданную юридическим лицом в порядке передоверия.

    При передоверии важно также отметить следующие характеристики:

    - срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срок действия доверенности, на основании которой она выдана. К примеру, если основная доверенность выдана на срок два года, а через год поверенный передоверяет совершение предусмотренных ею действий другому лицу, доверенность в порядке передоверия не может быть выдана на срок более одного года (Определение Верховного Суда РФ от 17.09.2002 № 6н-441/01);

    - доверенность, выданная в порядке передоверия, носит производный характер. Представитель не может наделить заместителя большим объемом полномочий, чем предусмотрен основной доверенностью (п. 1 ст. 187 ГК РФ);

    - основная зависимость доверенности, выданной в порядке передоверия, от основной доверенности выражается в следующем: прекращение основной доверенности влечет за собой прекращение передоверия (п. 3 ст. 188 ГК РФ).

    Кроме того, при предоставлении доверенности для проведения государственной экспертизы и результатов инженерных изысканий необходимо обратить внимание на обязательный пункт, установленный законодательством. Подпунктом «и» п. 13 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007г. №145 для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются предусматривается обязательное указание наличия полномочий на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы или договора о проведении государственной экспертизы в рамках экспертного сопровождения. Таким образом, данное обязательное условие распространяется и на случаи передоверия полномочия заявителя.

    Разъясните, имеет ли право уполномоченное лицо по доверенности от организации заключать договор на проведение экспертизы проектной документации при условии, что полномочия по доверенности заканчиваются через несколько дней с момента заключения договора?

    Срок действия договора не зависит от срока действия доверенности (ст.ст.185;185.1, Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ)). Представитель вправе заключать договоры на срок, превышающий срок действия самой доверенности, если иное не следует из доверенности либо договора поручения (иного договора, регулирующего внутренние отношения представительства).

    В главе 10 ГК РФ установлены особенности института представительства.

    Общие положения о доверенности установлены в статье 185 ГК РФ, в соответствии с пунктом 1 которой доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 186 ГК РФ, если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

    Следовательно, учитывая указанное выше, срок действия доверенности влияет лишь на период времени (если иного не указано доверителем), в течение которого лицо имеет право представлять интересы доверителя.

    Срок действия договора на проведение экспертизы проектной документации и сроки выполнения предусмотренных в нем обязательств, определены постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», и не зависят от срока, на который лицам, заключающим договор от имени сторон, предоставлены соответствующие полномочия.

    Утрата представителем полномочий после заключения им договора (например, в связи с отменой доверенности или истечением срока, на который она выдана) не влияет на действительность такого контракта. Договор считается подписанным уполномоченным лицом и все права и обязанности сторон по договору сохраняют свою силу до момента окончания срока действия договора. Со сроком действия доверенности это никак не связано, и Заявитель (Заказчик) обязан исполнить свои обязательства по договору в полном объеме.

    Таким образом, закрепленные в договоре на государственную услугу условия о сроке его действия и сроках выполнения его сторонами соответствующих обязательств не зависят от срока действия доверенности, на основании которой такой договор заключен.

    Такая правовая позиция была ранее неоднократно закреплена в актах Конституционного Суда Российской Федерации, который также указал на то, что соответствующие положения Гражданского кодекса какой-либо неопределенности не содержат (определения от 16.07.2015 № 1670-О, от 23.06.2016 № 1289-О, от 25.11.2020 № 2760-О, от 26.10.2021 № 2227-О).

    Таким образом, действия, осуществляемые лицами, которым переданы полномочия единоличного исполнительного органа (директора), совершаются в интересах лица, передавшего полномочия, а также в пределах того объема прав, которым такое лицо обладает, при этом срок, на которые полномочия были переданы, не влияет на объем прав лица, передавшего их.

    Разъясните, можно ли по объекту капитального строительства пройти государственную экспертизу сначала технических решений (стадия П), а после отдельно подать заявление на проверку достоверности определения сметной стоимости строительства?

    При рассмотрении данного вопроса необходимо прежде всего принять во внимание источник финансирования объекта капитального строительства, в отношении которого предполагается осуществить государственную экспертизу.

    В соответствии с частью 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) предметом экспертизы проектной документации являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, прочим обязательным требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ, в том числе заданию на проектирование, а также проверка достоверности определения сметной стоимости в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ.​

    Следуя части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

    Кроме того, при направлении на государственную экспертизу документов по таким объектам, проектная документация, входящая в состав представляемых документов, в соответствии с пунктом 4 части 13 статьи 48 ГрК РФ должна включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства».

    Отсутствие в проектной документации разделов, которые подлежат включению в состав такой документации, согласно подпункту «а» пункта 24 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (далее – Положение № 145), является основанием для отказа в принятии проектной документации на государственную экспертизу.

    С учетом изложенного следует, что предмет государственной экспертизы по объектам капитального строительства, финансирование строительства которых осуществляется с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, одновременно включает оценку «технической части» и проверку достоверности определения сметной стоимости.

    Нормы ГрК РФ и Положения № 145, предусматривающие отдельно оценку «технической части» проекта (проведения оценки соответствия), распространяются только на случаи, когда проектная документация не подлежит обязательной государственной экспертизе на предмет проверки достоверности определения сметной стоимости, т.е объекты, финансирование которых осуществляется из других источников, не указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ.

    Таким образом, проверка достоверности определения сметной стоимости строительства осуществляется только в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации и проводится только в отношении объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ. 

    Проверка сметной стоимости для объектов капитального строительства, финансирование которых предполагается осуществлять из других источников, не указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ, может быть проведена в рамках иных услуг, следует отметить, что  оказание таких услуг предусмотрено уставом нашего учреждения и включение таких заключений в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства ГрК РФ не предусмотрено.

    Рассмотрим случай проведения дополнительно проверки достоверности после получения положительного заключения 

    В отношении объекта капитального строительства  получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, в рамках которой проведена оценка соответствия проектной документации в объеме, предусмотренном пунктом 1 части 5 статьи 49 ГрК РФ,  на момент прохождения экспертизы сметная стоимость строительства объекта в соответствии с требованиями ГрК РФ не подлежала проверке на предмет достоверности ее определения. 

    После получения указанного положительного заключения государственной экспертизы проектной документации возникла  необходимость проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта, так как финансирование строительства предполагается осуществлять  с привлечением средств, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ. В данном случае проводится дополнительная государственная экспертиза проектной документации в объеме, предусмотренном пунктом 2 части 5 статьи 49 ГрК РФ, т.е проверка достоверности определения сметной стоимости строительства, но при условии, что в проектную документацию, прошедшую государственную экспертизу (в части оценки соответствия),  не вносились изменения.

    Для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства после государственной экспертизы проектной документации (проведенной в части оценки соответствия) в соответствии с абзацем вторым пункта 16(2)Положения №145 предоставляется также соответствующее положительное заключение государственной экспертизы.

    Таким образом, возможность проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства предусмотрена действующим градостроительным законодательством Российской Федерации после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации (проведения оценки соответствия) при совокупности условий:

    • в такую проектную документацию не вносились изменения;
    • после проведения государственной экспертизы строительство объекта финансируется либо планируется  финансировать с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, указанных в части 2 статьи 8.3 ГрК РФ.

    Обращаем ваше внимание на то, что основания для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта после проведения оценки соответствия, выполненной в ходе проведения негосударственной экспертизы (после получения положительного заключения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий) действующим законодательством не предусмотрено.

    Разъясните, как продлить договор на экспертное сопровождение? Какова стоимость проведения экспертного сопровождения при продлении договора? Необходимо ли оплачивать продление договорных отношений? Когда начинается процедура экспертного сопровождения? Возможно ли заключение договорных документов на проведение экспертного сопровождения без доверенности от застройщика (технического заказчика)?

    Экспертное сопровождение - одна из форм государственной экспертизы проектной документации, которое осуществляется по решению застройщика или технического заказчика.

    За проведение экспертного сопровождения взимается плата за год в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату заключения договора об экспертном сопровождении.

    При продлении договора об экспертном сопровождении размер платы составляет 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату, с которой продлевается договор об экспертном сопровождении.

    Госэкспертиза направляет заявителю проект договора после представления всех необходимых документов в установленном порядке.

    Экспертное сопровождение начинается после заключения договора об экспертном сопровождении и представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы в соответствии с договором об экспертном сопровождении.

    Договор на проведение экспертного сопровождения заключается только при наличии документа, подтверждающего полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (в случае, если заявитель не является техническим заказчиком, застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально.

    Форма доверенности находится на нашем сайте в разделе «Шаблоны документов».

    Разъясните, какие виды подписей бывают и какая из них нужна для подачи документов в ГАУ «УГЭЦ РТ»?

    Какие бывают электронные подписи

    Электронная подпись — это информация в элект

    ронно-цифровой форме, с помощью которой можно идентифицировать физическое или юридическое лицо без его личного присутствия.

    В электронном документообороте применяются два вида электронной подписи:

    • простая электронная подпись;
    • усиленная электронная подпись (может быть квалифицированной и неквалифицированной).

    Они отличаются степенью защиты и областью применения.

    Какая подпись нужна для подачи документов в ГАУ «УГЭЦ РТ»

    Для подачи документов в ГАУ «УГЭЦ РТ» применяется усиленная квалифицированная электронная подпись.

    Усиленная квалифицированная электронная подпись - это аналог собственноручной подписи.

    Выдать такую подпись может только удостоверяющий центр, имеющий аккредитацию в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Гарантом подлинности в этом случае становится квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, который предоставляет такой центр. Сертификат выдается на USB-носителе. Для его использования в ряде случаев может потребоваться установка дополнительного программного обеспечения.

    УКЭП подтверждает, что документ подписан конкретным человеком и присваивает ему юридическую силу.

    1 сентября 2023 года согласно требованиям Федерального закона от 19.12.2022 № 536-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудникам будет запрещено подписывать документы УКЭП с данными организации. Для этого им необходимо получить УКЭП физического лица, подкрепленную электронной доверенностью.

    Таким образом до 1 сентября 2023 года можно использовать два вида УКЭП:

    - УКЭП на юридическое лицо, которая содержит ФИО владельца и данные организации, за которую сотрудник подписывает документы. Эта подпись будет действовать до 1 сентября 2023 года.

    - УКЭП на физическое лицо, в которой отсутствуют данные по организации (ст. 17.2, 17.3 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»), подкрепленную электронной доверенностью.

    Имеет ли право сотрудник передавать свою электронную подпись третьим лицам

    Так как сертификат электронной подписи приравнивается к собственноручной подписи, то владелец обязан обеспечивать ее конфиденциальность (ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). А обеспечивать конфиденциальность информации и не передавать ее третьим лицам без согласия обладателя обязаны все лица, получившие доступ к этой информации согласно п.7 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Поэтому подпись может быть передана только с согласия обладателя. Данное согласие необходимо оформлять приказом и доверенностью, которые могут быть от имени юридического лица или ИП. Форму передачи полномочий организация определяет самостоятельно, как и оформление акта передачи носителя с закрытым ключом.

    Разъясните, каким образом обеспечить устройство локальных очистных сооружений по очистке поверхностных сточных вод с территории стоянок автомобилей для паркования автомобилей посетителей запроектированных объектов капитального строительства общественного назначения?

    В соответствии с пунктом 4.12 СП 32.13330.2018 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» поверхностные сточные воды с территорий промышленных зон, строительных площадок, складских и логистических терминалов, транспортных автомагистралей и автохозяйств, а также особо загрязненных участков, расположенных на территориях поселений и городских округов (бензозаправочные станции, автомобильные стоянки, автобусные станции, торгово-развлекательные центры), а также с территории объектов, расположенных в границах водоохранных зон, перед сбросом в централизованные системы водоотведения поселений, городских округов должны подвергаться очистке на локальных очистных сооружениях.

    Для начала необходимо определиться с терминологией автостоянок

    СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»:
    - п. 3.10 плоскостная открытая стоянка автомобилей - специальная площадка (без устройства фундаментов) для открытого или закрытого (в отдельных боксах или металлических тентах) хранения автомобилей и других индивидуальных мототранспортных средств в одном уровне.
    - п. 3.18 стоянка автомобилей (стоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка) - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п.).
    СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
    - п. 3.32 стоянка автомобилей (стоянка, паркинг, парковка, гараж, гараж-стоянка) - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т.п.)
    - п. 3.7 гостевая стоянка автомобилей - открытая площадка для временного паркования легковых автомобилей посетителей жилых зон на незакрепленных за конкретными владельцами машино-местах.
    - п. 3.27а приобъектная стоянка автомобилей - открытая площадка или гараж-стоянка (наземная, подземная, встроенная), предназначенные для паркования легковых автомобилей посетителей объектов различного функционального назначения.
    ГОСТ 33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса»
    - п. 3.4 автостоянка - имущественный комплекс, обеспечивающий возможность отстоя и хранения транспортных средств, оборудованный площадкой для стоянки транспортных средств с парковочными местами.
    ГОСТ 33062-2014 включен в Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), утвержденный Решением Коллегии ЕЭК от 18.09.2012 № 159.

    Согласно п. 5.8.9 ГОСТ 33062-2014 строительство очистных сооружений по очистке ливневых стоков с территории автостоянки предусматривается при размещении автостоянок вместимостью более 100 транспортных средств.

    Разъясните, на каких объектах обязательно нужно предусмотреть передачу сигнала о возникновении пожара в подразделения МЧС России?  

    Согласно ст. 83 п. 7 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. 

    Также, при отсутствии на объекте пожарного поста с круглосуточным присутствием дежурного персонала необходимо предусмотреть передачу всех извещений, предусмотренных системой пожарной автоматики, на диспетчерские службы круглосуточной работы или в подразделения пожарной охраны.

    Разъясните, каким образом обеспечить трансляцию сигналов оповещения населения в проектируемом здании, при отсутствии в населенном пункте сети проводного радиовещания?

    В соответствии с п.12 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 578/365, основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания.
    Способ передачи сигнала и требования, предъявляемые к размещаемому оборудованию в проектируемом здании, определяются в технических условиях на подключение объекта к сетям связи.

    Разъясните, возможно ли проведение повторной экспертизы в случае изменения объемов работ и пересчете стоимости?

    В соответствии с пунктом 45.12 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утв. постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий») в случае изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений пересчет в новом уровне цен возможен только на изменяемую часть локальных сметных расчетов.

    Разъясните, в какой форме необходимо предоставлять задание на проектирование при подаче документов на государственную экспертизу?

    Для объектов капитального строительства строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации задание на проектирование предоставляется по форме, утвержденной Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.04.2022 № 307/пр "Об утверждении Формы задания застройщика или технического заказчика на проектирование объекта капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которого осуществляются с привлечением средств бюджетной системы Российской Федерации".

    Разъясните, как рассчитать стоимость госэкспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта?

    Размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации в объеме проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключение многоквартирных домов) определяется пунктом 57.2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (утверждено постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145), в том числе в случае, если кроме раздела «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства» подготовлены иные разделы проектной документации.

    Взимается плата за проведение такой экспертизы в размере 1 процента сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (с учетом поправочных коэффициентов, если сметная стоимость превышает 10 млн рублей), но не менее 24 тыс. рублей, в том числе налог на добавленную стоимость.

    Разъясните, можно ли пройти государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий объекта, финансируемого с привлечением бюджетных средств, без предоставления раздела "сметная документация"?

    В соответствии с ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

    Соответственно заявитель разрабатывает раздел «сметная документация», которая затем предоставляется на госэкспертизу.

    Разъясните , как определить затраты на разработку ТИМ-проекта, если в Методике отсутствуют коэффициенты на такие объекты как: контрольно-пропускной пункт, сети водоснабжения?

    В соответствии с примечанием 3 к таблице 1.1 Приложения 1 Методики, утвержденной приказом № 854/пр, в случае отсутствия для отдельных объектов корректирующих коэффициентов, допускается для определения стоимости работ по подготовке проектной и рабочей документации, содержащей материалы в форме информационной модели, использование корректирующих коэффициентов, сопоставимых по функциональным, объемно-планировочным или конструктивным характеристикам. 

    Таким образом, для расчета затрат на разработку ТИМ-проекта по контрольно-пропускному пункту – рекомендуем применить величину корректирующего коэффициента 1,17 по п. 54 «Пост дорожно-патрульной службы» таблицы 1.1 Приложения 1 Методики, а по сетям водоснабжения – 1,12 по п. 1 «Сети и объекты водоотведения» таблицы 1.5 Приложения 1 Методики.

    Просим разъяснить, необходимо ли проводить аукцион (конкурс) для заключения договора на проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий?

    При заключении договора (контракта) на проведение государственной экспертизы проектной документации проведение конкурентных процедур (аукцион, конкурс) не требуется. 

    Договор (контракт) заключается, как с единственным поставщиком услуг, согласно пункта 6 части 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ). 

    Согласно пункта 6 части 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. 

    Таким образом, услуга проводится подведомственным органу государственной власти уполномоченным государственным учреждением. 

    На основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.02.2015 № 102 «О создании государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре», Устава - ГАУ «УГЭЦ РТ» уполномочено на проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий. 

    Иные органы или учреждения на осуществление государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий на территории субъекта Российской Федерации Республики Татарстан не уполномочены. 

    Следовательно, заявитель (заказчик) заключает договора на проведение государственной экспертизы проектной документации и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий с государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре», как с единственным поставщиком услуг, согласно пункта 6 части 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ.

    Поясните необходимость проведения повторной экспертизы промышленной безопасности (ПБ) проектной документации. В ходе СМР вносятся изменения, что влечет за собой корректировку проектной документации (ПД). Поднимают вопрос по повторной экспертизы ПБ согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона РФ от 11.06.2021 № 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Можно ли руководствоваться п. 3.8. ст. 49 Градкодекса РФ в части экспертизы ПД и  экспертизы ПБ, если не затрагиваются строительные конструкции? Т.е. если поменяли марку технического устройства - возникает необходимость экспертизы ПБ, если затронули строительные конструкции - экспертиза ПД.

    Если это изменения в ПД ОПО, ранее прошедшей экспертизу, то должна быть повторная экспертиза по ст. 8 Федерального закона РФ от 11.06.2021 № 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон №116-ФЗ).  

    Если это уже зарегистрированный ОПО в реестре и там только техническое перевооружение по определению в Законе № 116-ФЗ, то может быть экспертиза ПБ.  

    Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта (абзац дополнительно включен с 21.10.2011 Федеральным законом РФ от 19.07.2011 года № 248-ФЗ)

    Техническое перевооружение опасного производственного объекта - приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте, внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств (абзац дополнительно включен с 15.03.2013 Федеральным законом РФ от 4.03.2013 года № 22-ФЗ).

    Разъясните, не предполагается ли введение функции предварительной проверки заявления?

    Функция предварительная проверка комплектности материалов (предпроверка) находится на стадии разработки в ФАУ «Главгосэкспертиза»

    Просим разъяснить, почему при подаче заявления в ЕЦПЭ заявитель обязательно должен подписывать договор?

    В соответствии с п. 2 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 №145 (далее - Положение № 145), заявителем при направлении документов для проведения государственной экспертизы может выступать застройщик, технический заказчик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившееся с заявлением о проведении государственной экспертизы.  

    Исходя из определения понятий «застройщик», «технический заказчик», установленных соответственно пунктами 16 и 22 Градкодекса РФ, право выступать заявителем при направлении документов на государственную экспертизу может быть подтверждено документами о праве застройщика либо иного полномочного правообладателя на земельные участки, в границах которых проектной документацией предусмотрено размещение соответствующего объекта капитального строительства.  

    В случае если заявитель при направлении документов для проведения государственной экспертизы не является застройщиком или техническим заказчиком, то согласно подпункту «и» п. 13 Положения № 145, представляется документ, подтверждающий переданные полномочия действовать от имени застройщика (технического заказчика), в котором полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы должны быть оговорены специально.

    По практике ТУ по газу предоставляют в черно-белом формате и нет возможности выполнить скан с оригинала, как с этим быть?

    Необходимо руководствоваться п. 6 Требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.05.2017 № 783/пр.

    Разъясните, возможно ли разместить водомерный узел в неотапливаемом паркинге на первой стене после ввода, огородив его от несанкционированного доступа легкой конструкцией (3Д-сеткой). Сам водомерный узел и отходящие трубопроводы теплоизолированы базальтовыми цилиндрами с самогреющим кабелем.

    Не рекомендуется, для водомерного узла необходима температура выше +5 градусов

    Разъясните, как решить вопрос, если при получении акта выполненных работ не проставлена электронная цифровая подпись экспертной организации?

    Просмотр деталей подписи доступен по нажатию на отметку «Организация» либо «Заказчик по договору» в правой части слота раздела «Договорные документы». Заявитель может скачать файл отсоединенной подписи, кликнув по ссылке в строке по имени загруженного файла.

    Разъясните, можно ли назначить со стороны экспертизы наблюдателя при подаче документов?

    Назначение наблюдателя со стороны экспертной организации возможно до передачи заявления на экспертизу.

    Просим разъяснить, можно ли получить доступ к заключениям госэкспертизы на сайте ЕГРЗ без подробной авторизации. Не только к названию и номеру, а и к стоимости объекта? На сегодняшний день в открытых данных стоимости нет.

    В соответствии с п. 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 №145 (далее - Постановление) организация по проведению государственной экспертизы ведет реестр выданных заключений государственной экспертизы, в котором указаны: 

    а) идентификационные сведения об исполнителях работ;
    б) идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на государственную экспертизу;
    в) идентификационные сведения о застройщике, техническом заказчике, лице, обеспечившем выполнение инженерных изысканий и (или) подготовку проектной документации;
    г) сведения о результате государственной экспертизы (отрицательное или положительное заключение);
    д) дата выдачи и реквизиты заключения. 

    В соответствии с п. 41 Постановления информация, содержащаяся в реестре выданных заключений государственной экспертизы, является открытой и предоставляется любому лицу в течение 10 дней с даты получения организацией по проведению государственной экспертизы письменного запроса.

    Исходя из этого любое лицо может обратиться с письменным запросом в ГАУ "УГЭЦ РТ" и получить выписку в объеме общедоступных сведений содержащихся в реестре выданных заключений.

    Какими нормативными документами необходимо руководствоваться при выборе параметров геометрических элементов автомобильных дорог с расчетной интенсивностью движения менее 200 авт./сут.?

    При проектировании автомобильных дорог необходимо руководствоваться СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85. Актуализированная редакция. Автомобильные дороги», в котором приводятся основные технические характеристики автомобильных дорог. Данный свод правил входит в перечень национальных стандартов и сводов  правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    Однако в нем исключены некоторые основные сведения для V технической категории (интенсивность движения 200 и менее авт./сут.).

    В СП 34.13330.2012 технические характеристики автомобильной дороги V категории в одних пунктах указаны, в других они отсутствуют. По расчетной интенсивности движения, расчетной скорости движения для определения параметров (табл. 4.1, табл. 5.1а) дорога V категории представлена, в то же время в табл. 5.1а (параметры элементов автодороги в зависимости от ее категории) данная категория отсутствует. Также V категория отсутствует в табл. 5.12. В п. 5.26 на разъездах для дороги V категории предлагается принимать нормы IV категории дороги, что обоснованно, т.к. разъезды – двухполосные. Отсутствие в некоторых пунктах данной категории можно объяснить скорее не опечаткой, а не совсем корректным изложением требований СП.

    В данном случае необходимо основываться на требованиях ГОСТ 33475-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Геометри-ческие элементы. Технические требования», который включен в доказательную базу к Техническому регламенту Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» и имеет приоритет. В табл. 11 указаны параметры основных элементов автодороги V категории.

    При проектировании автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения до 400 авт./сут. допускается руководствоваться СП 243.1326000.2015 «Проектирование и строительство автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения». Однако данный свод правил не входит в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на обязательной или добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

    Своды правил являются документами по стандартизации (статья 14 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ) и могут, по согласованию с заказчиком, применяться в добровольном порядке (пункт 1 статьи 4 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ) в целях улучшения характеристик проектируемого объекта в части, не противоречащей требованиям национальных стандартов, сводов правил и технических условий, указанных в статье 6 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (пункт 1 статьи 15 Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» № 162-ФЗ).

    Таким образом, при проектировании автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения можно руководствоваться СП 34.13330.2012, ГОСТ 33475-2015, а также, по согласованию с заказчиком, СП 243.1326000.2015.

    Требуется ли разработка в составе проектной документации раздела «Геотехнический прогноз (оценка)»?

    Геотехнический прогноз (оценка) представляет собой комплекс работ аналитического и расчетного характера, целью которых является качественная и количественная оценка поведения оснований, фундаментов и конструкций проектируемого сооружения и окружающей застройки в процессе строительства и эксплуатации.

    Разработка проектной документации осуществляется на основании и с учетом результатов инженерных изысканий, нагрузок, действующих на фундаменты, результатов технического обследование зданий и сооружений окружающей застройки и прогноза влияния на них вновь строящихся и реконструируемых сооружений, проектов строящихся зданий и сооружений в зоне влияния строительства. Результаты инженерных изысканий должны содержать данные, необходимые и достаточные для выбора типа основания, фундаментов, способов возведения и типов конструкций подземных сооружений и проведения их расчетов по предельным состояниям с учетом прогноза возможных изменений (в процессе строительства и эксплуатации) инженерно-геологических условий площадки строительства и свойств грунтов, а также вида и объема инженерных мероприятий, необходимых для ее освоения. При возведении нового объекта или реконструкции существующего сооружения на освоенной территории учитывается его воздействие на окружающую застройку с целью предотвращения недопустимых дополнительных деформаций. Зона влияния проектируемого объекта нового строительства или реконструируемого сооружения и прогнозируемые дополнительные деформации оснований и фундаментов сооружений окружающей застройки определяются расчетом в соответствии с требованиями раздела 9 СП 22.13330.2016.

    Настоящий документ содержит указания по проектированию оснований зданий и сооружений, в том числе подземных, возводимых в различных инженерно-геологических условиях, для различных видов строительства. Настоящий свод правил распространяется
    на проектирование оснований вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений в котлованах.

    Зона влияния нового строительства или реконструкции: расстояние, за пределами которого негативное воздействие на окружающую застройку пренебрежимо мало. (СП 22.13330.2016, п.3.16).

    При проектировании оснований и фундаментов сооружений рассматриваются все проектные ситуации и их сценарии, как для стадии строительства сооружения, так и для стадии его эксплуатации. Проектирование оснований подземных частей сооружений осуществляется на основании результатов геотехнического прогноза. Оценка влияния на существующую застройку осуществляется также на стадии проектирования оснований и фундаментов.

    Раздел 4 проектной документации «Конструктивные и объемно-планировочные решения», разрабатываемый на основании результатов геотехнического прогноза, должен содержать сведения о топографических, инженерно-геологических, гидрогеологических, метеорологических и климатических условиях земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства; сведения о прочностных и деформационных характеристиках грунта в основании объекта капитального строительства; описание конструктивных и технических решений подземной части объекта капитального строительства; описание инженерных решений и сооружений, обеспечивающих защиту территории объекта капитального строительства, отдельных зданий и сооружений объекта капитального строительства, а также персонала (жителей) от опасных природных и техногенных процессов.

    При проведении экспертизы проектной документации оценка запроектированных на основании инженерных изысканий оснований и фундаментов объекта капитального строительства требованиям технических регламентов выполняется уже с учетом результатов расчетного блока геотехнического прогноза.

    СОБСТВЕННО ГЕОТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАЗДЕЛОМ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ.

    На основании результатов геотехнического прогноза определяется необходимость усиления фундаментов или конструкций зданий и сооружений, находящихся в зоне влияния строительства подземного сооружения, а также проведения мероприятий по инженерной защите подземных коммуникаций.

    СП 248.1325800.2016 «Сооружения подземные. Правила проектирования». Настоящий свод правил разработан с учетом обязательных требований, установленных в Федеральных законов от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» и от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и содержит основные геотехнические требования, которые следует соблюдать при проектировании, реконструкции, капитальном ремонте подземных сооружений различного назначения, а также заглубленных частей зданий. Настоящий свод правил устанавливает основные геотехнические требования и распространяется на проектирование новых и реконструируемых подземных сооружений и заглубленных частей зданий.

    Защитные мероприятия в зоне влияния строительства подземных объектов регламентируются сводом правил СП 361.1325800.2017, входящим в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Настоящий свод правил разработан с учетом требований федеральных законов от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 29.12.2004 № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации» и от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Свод правил содержит указания по проектированию и выполнению защитных мероприятий в зоне влияния строительства подземных сооружений, в том числе заглубленных частей зданий и сооружений.

    Согласно части 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливается Правительством Российской Федерации. На данный момент состав и требования к содержанию разделов проектной документации регламентируются Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (далее – Положение № 87).

    Указанным Положением разработка самостоятельного раздела «Геотехнический прогноз» не предусмотрена.

    Требования к строительству устанавливаются в проекте организации строительства. Согласно подпунктам 23ж и 23ф Положения № 87 описание особенностей проведения работ в условиях стесненной городской застройки, в местах расположения подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи; перечень мероприятий по организации мониторинга за состоянием зданий и сооружений, расположенных в непосредственной близости от строящегося объекта, земляные, строительные, монтажные и иные работы на котором могут повлиять на техническое состояние и надежность таких зданий и сооружений, приводится в текстовой части раздела 6 проектной документации «Проект организации строительства».

    Согласно части 16 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

    Требование о проведении экспертизы отчета о геотехническом прогнозе (оценке) после проведения экспертизы проектной документации для получения разрешения на строительство неправомочно.